Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день ни одна сфера жизни людей не обходится без прогнозов как средства познания будущего. В частности, особое значение у прогнозов экономического развития людей, предсказание последствий принимаемых решений, обоснование главных направлений экономической политики. Прогнозирование – это одна из главных частей управленческого процесса. Без прогнозирования нельзя принимать эффективные управленческие решения. Процесс прогнозирования очень актуален на сегодняшний день. Область применения прогнозирования очень велика. Прогнозирование обширно применяется в экономике, конкретно в управлении. В промышленности способы прогнозирования в том числе играют важную роль. Применяя тенденцию и экстраполяцию, можно сформировать предварительные выводы касательно различных явлений, процессов, операций, реакций. Есть большое множество способов прогнозирования. Разделив их общее число, нужно выбрать лучший из них для применения во всех определенных ситуациях. Анализ методов прогнозирования, изучение данных методов, применение их в различных областях деятельности - это мероприятие усовершенствованного характера.
1. Экономическое моделирование и прогнозирование
1.1 Принципы и сущность
Прогноз - это система научно обоснованных представлений о вероятных состояниях объекта в будущем, об альтернативных возможностях его развития. Прогноз показывает предвидение на ступени определенно-прикладной теории, одновременно прогноз неопределёнен и носит многовариантный и вероятностный характер. Процесс создания прогноза - прогнозирование. Прогнозирование подразумевает описание желательных или вероятных состояний, аспектов, проблем и решений будущего. Прогнозирование по своей сути обширнее планирования, потому что состоит не только лишь из показателей работы хозяйствующего субъекта, а также и в основном учитывает варьирующиеся параметры внешней среды. Цель прогнозирования - первоначальное создание научных предпосылок для их реализации. Данные предпосылки состоят из: вероятного предвидения будущего ее развития, которое учитывает, как реальные тенденции, так и будущие цели; научного анализа тенденций развития экономики; оценки вероятных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений экономического прогнозирования состоит в том, чтобы, с одной стороны, определить перспективы будущего в исследуемой сфере, используя реальные экономические процессы, создать цели развития, а с иной - способствовать формированию рациональных планов, основываясь на составленном прогнозе и оценке принятого решения касательно его последствий в прогнозируемом периоде. Прогнозирование экономических процессов производится в плотном единстве с иными видами прогнозирования: политическим, социальным, научно-техническим, демографическим, развитием базы естественных ресурсов и т.д. В связи с этим, экономическое прогнозирование – это получение данных о состоянии экономических показателей исследуемого объекта с помощью системы методов. Методология прогнозирования - это система принципов, подходов, методик, показателей и методов обоснования и разработки прогнозов, в том числе логика прогнозирования. Методология основывается на экономической теории, которая изучает законы и закономерности развития общества, главные тенденции и положения воспроизводственных процессов, и совершенствуется и развивается по мере развития самой экономической теории.
Особый составной элемент методологии прогнозирования - методологические принципы, иными словами исходные положения, основополагающие правила обоснования и формирования прогнозов. Они обеспечивают целостность, целенаправленность, определенную логику и структуру разрабатываемых прогнозов. Познаваемость и объективность социально-экономических процессов является теоретическим фундаментом прогнозирования. Основанное на количественном и качественном анализе фактических социально-экономических процессов, выявлении объективных факторов, условий и тенденций их развития, прогнозирование основывается на основополагающих принципах и конкретных подходах. Основополагающий принцип прогнозирования - принцип системности. Он подразумевает исследование качественных и количественных закономерностей в экономических системах, построение данной логической цепочки исследования, в соответствии с которой процесс обоснования и выработки всех решений базируется на определении общей цели системы и подчинения достижению данной цели работы всех подсистем. Учитывая это, эту систему можно рассмотреть, как часть более большой системы, а она в том числе состоит из конкретного количества подсистем. Допустим, народное хозяйство, с одной стороны, определяется как единый объект исследования, а с другой - как совокупность касательно самостоятельных объектов. Системный подход подразумевает создание системы методов, показателей, моделей, которые соответствовали бы содержанию всех конкретных блоков относительно самостоятельного объекта и единовременно давали бы возможность создать общую картину вероятного развития народного хозяйства. Поэтому, составление комплексного прогноза развития народного хозяйства на базе принципа системности подразумевает применение моделей и методов, которые соответствовали бы содержанию всех конкретных блоков и, одновременно давали бы возможность создать общую картину его вероятного развития. Естественно, при данных требованиях появляются конкретные сложности методологического характера, которые обусловлены противоречиями между созданием общей картины, которая требует использование унифицированных моделей и соответствующей информации, с одной стороны, и конкретными прогнозными блоками, которые представлены конкретными экономическими объектами, что имеют свою специфику и требуют максимального приближения к его внутренним особенностям, с иной стороны. Это формирует конкретные сложности при получении внутренне согласованного и единого прогноза, значительно упрощает его экономическую суть. Однако сейчас для их искоренения применяется «блочный» принцип создания комплексного прогноза.
2. Экспертные методы экономического моделирования и прогнозирования
2.1 Суть экспертных методов
Экспертные методы прогнозирования используются обычно при отсутствии какой-то статистической информации, на которую мог бы полагаться количественный прогноз, как, допустим, в случае, когда компания хочет выпустить на рынок абсолютно новый продукт. Но даже при наличии верной информации о прошлом, она не всегда может быть надежной основой для принятия плановых решений, которые направлены на будущее. Помимо этого, при динамичном развитии общества, в момент происхождения каких-то существенных изменений - в социальной сфере, в экономике, в технологии, в технике и в иных сферах - эффективность использования статистических методов для планирования и прогнозирования, особенно на большой период, уменьшается. Есть в том числе и опасность, что управляющие будут слишком полагаться на статистические методы и на полученные на их базе итоги и в связи с этим могут не увидеть реальных изменений, особенность которых может оценить иной специалист. В данных условиях важная роль в предсказании будущего у интуиции сотрудников, которые зовутся экспертами. Интуиция - это способность человека производить заключения об исследуемом объекте, его будущих состояниях неосознанно, иными словами без осознания траектории движения мысли к данным заключениям.
Методы обобщения и анализа предположений и суждений благодаря экспертам называются методами экспертных оценок или экспертными. Суть метода экспертных оценок состоит в проведении экспертами логико-интуитивного анализа проблемы с формальной обработкой итогов и количественной оценкой суждений.
Итоговое обобщенное мнение используется как решение проблемы (в конкретном случае - прогноз). Основной этап экспертного прогнозирования - проведение опроса экспертов. Касательно задач и целей экспертизы, сложности и существа анализируемой проблемы, времени, которое отведено на экспертизу и опрос в общем, и допустимой их стоимости, в том числе от подбора участвующих в ней работников, выбирается метод опроса: коллективный (групповой) или индивидуальный; заочный (путем пересылки анкет) или очный (личный); письменный или устный; скрытый или открытый. Индивидуальный опрос дает возможность по максимуму применять знания и способности всех специалистов. При групповом опросе, в отличие от индивидуального, специалисты могут обмениваться мнениями, изменить свою оценку, заметить упущенное каждым из них. Обмен мнениями - обычно стимулирующие начало в творческой разработке и выдвижении новых идей.
2.2 Виды экспертных методов моделирования и прогнозирования
социальный экономический прогнозирование
Есть разные виды экспертных методов, вот самые популярные:
1. Метод интервью – это беседа организатора прогнозной работы с экспертом-прогнозистом о будущем состоянии компании и её среды. Данный метод требует от эксперта способности фактически экспромтом, быстро, давать качественные советы на поставленные вопросы. Единовременно могут осуществляться опросы двух-трех экспертов, но в данном случае существует опасность утраты самостоятельности экспертов и, помимо этого, интервью может стать дискуссией. Метод интервью не по форме, по своей сути, очень похож на метод очного анкетирования. Анкетирование состоит в предъявлении эксперту опросной анкеты-листа, на которую он должен ответить письменно (тогда как интервьюирование подразумевает устный ответ эксперта интервьюеру). Анкетирование может проводиться и заочно, когда нет личного контакта эксперта с организатором прогнозной работы.
2. Метод аналитических докладных записок (аналитических экспертных оценок в виде докладной записки) подразумевает, что прогнозист-эксперт осуществляет самостоятельно аналитическую письменную работу с оценкой путей и состояния развития. Учитывая это для определения важности решений и проблем применяют метод рангов, метод предпочтения. При применении метода предпочтения эксперту нужно пронумеровать вероятные способы, варианты и пр. в порядке предпочтения, где 1 самый высокий критерий, 2 - менее высокий и т.п. При использовании метода рангов эксперту следует расположить рассматриваемые варианты вдоль шкалы, которая имеет конкретное число делений (допустим, от 0 до 10). Можно располагать способы (варианты) в промежуточных точках между делениями, в том числе одному делению шкалы соотносить несколько вариантов.
3. Метод мозгового штурма или мозговой атаки. Этот метод очень известен и глубоко применяется методом творческого решения проблем и коллективной генерации идей. Это есть неструктурированный и свободный процесс создания все вероятных идей по обозначенной проблеме, которая спонтанно предлагается участниками. Формы использования метода мозгового штурма или мозговой атаки могут быть очень различны. Вот два из вероятных вариантов: 1) обычное заседание. На данном заседании начальник по очереди опрашивает всех участников заседания и просит озвучить проблемы, которые плохо воздействуют на эффективность работы компании, результативность процесса, структурного подразделения, состояние условий труда или любой иной момент работы, которая выполняется общими усилиями. Все указанные проблемы нумеруются и заносятся в список. После данный список публикуется у всех на виду. Оценка или критика идей не допустима. Важная роль отводится созданию творческой и свободной обстановки, которая дает возможность всем экспертам (работникам) без сложностей высказывать свои предложения и идеи. Огромную роль играет и количество высказанных идей или представленных предложений. В ходе представления идей и предложений должны участвовать все участники. Большое внимание отводится предложениям, которые представляют экспромтом, так как данные предложения оказываются часто очень эффективными. В случае не активного процесса выдвижения идей, необходимо завершить заседание и перенести его проведение на другой день. Данная мера благоприятствует созреванию идей; 2) осуществление заседания по круговой системе. Несколько специалистов делятся на подгруппы, которые состоят из 4 или 5 человек, все участники записывают на бумаге или на карточках по 3 или 4 идеи. После в пределах подгруппы осуществляется обмен карточками м записанные на них идеи развиваются иными участниками и дополняются новыми. Следом за троекратным обменом все подгруппы составляют сводный перечень выдвинутых идей. После собирается вся группа, и на рассмотрение всех участников группы представляются отчеты о работе, которая была сделана в подгруппах. Проведение данного заседания дает шанс улучшить активность всех участников без словесного зазывания к высказыванию идей со стороны ведущего. Данный вид лучше применять при уменьшении активности или в случае, когда участники отвлекаются, ожидая свою очередь. Помимо этого, он дает возможность совершенствовать и дорабатывать представленные предложения и создавать новые идеи.
Определение приоритетов при использовании методов мозговой атаки. Список идей, которые были выдвинуты по итогу мозговой атаки, всегда очень большой (пятнадцать и более идей). Поэтому для определения главных задач стоит использовать данный метод. Перечень идей публикуется у всех на виду. У всех идей есть порядковый номер. У всех членов группы есть право на 3 голоса, которыми он может распорядиться по своему желанию как угодно: по одному голосу за каждую из трех идей, все три - за одну, два голоса за одну идею и один за иную и пр. Данный подход дает всем участникам группы возможность отдать предпочтение разным идеям. Количество вероятных голосов может быть и другим – касательно численного состава группы и количества предложенных идей. На заседании группы все идеи зачитываются по своей нумерации. Каждый участник группы голосует поднятием рук. Количество вытянутых пальцев на поднятой руке указывает на количество голосов, которое участник группы отдает за эту идею. Секретарь подсчитывает количество голосов и подводит результаты около написанной в перечне идеи. Следом за проведением голосования по каждой идее секретарь проверяет, соответствует ли общее количество голосов указанному числу (допустим, при участии пяти человек с правом на три голосов у всех общее количество голосов будет равно 15). После осуществляется второй тур голосования, в ходе которого рассматриваются идеи, которые получили наименьшее количество голосов. Наименьшее количество голосов определяется группой на базе компромисса при рассмотрении распределенных голосов. Допустим, группа принимает решение, что лишь идеи, что набрали 2 голоса или больше будут рассматриваться во втором туре голосования. Данный подход дает возможность перераспределять голоса, которые были поданы за иные идеи (допустим, за которые было подано один или два голоса). Для определения точных приоритетов, данная процедура повторяется столько раз, сколько нужно. После реализуется итоговая проверка, которая предусматривает определение общего мнения касательно идеи (определенного прогноза), который имеет наивысший приоритет. Затем определяется главная задача и участники группы переходят к рассмотрению следующих предложений.
Заключение
При нынешних условиях функционирования рыночной экономики, сложно успешно управлять коммерческой компанией, без эффективного прогнозирования её работы. От того, на сколько прогнозирование будет своевременным и точным, в том числе соответствовать поставленным целям, будут зависеть, в итоге, прибыль, которую получает компания. Для того, чтобы эффект прогноза был очень полезен, нужно создавать в крупных и средних компаниях прогнозные отделы. В отношении самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, иными словами их вероятность должна быть очень высока и соответствовать ресурсам компании. Для роста качества прогноза нужно увеличить и качество данных, нужных при его разработке. Эти данные, изначально, должны иметь такие свойства, как полнота, достоверность, точность и своевременность. Потому что прогнозирование - отдельная наука, и целесообразно применять несколько методов прогнозирования при решении какой-то проблемы. Это увеличит качество прогноза и даст возможность определить подводные камни, которые могут быть не замечены при применении лишь одного метода.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Енюков И.С., Айвазян С.А., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: Первичная обработка данных и основы моделирования. /Справочное издание под ред.Айвазяна С.А.М.: Статистика и финансы, 2013. 482 с.
2. Гурвич Ф.Г., Бешелев С.Д. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М.: Экономика, 2012. 2657 с.
3. Гурвич Ф.Г., Бешелев С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок.3-е изд. перераб. и доп. М: Статистика, 2014. -274с.
4. Клебанов А.И., Бобровников Г.Н. Прогнозирование в управлении техническим качеством и уровнем продукции: Учеб. Пособие.-М:Издательство стандартов, 2013. - 243с.
5. Глущенко И.И., Глущенко В.В. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. -г.Железнодорожный, Моск.обл.: ТОО НПЦ Крылья, 2013. - 411с.
6. Гранберг А.Г. Статистическое прогнозирование т моделирование / Под ред. Гранберга А.Г.- М: Статистика и финансы, 2012. - 394с.
7. Кузьбожев Э.Н. Экономическое прогнозирование (модели и методы): Учеб. пособие. (Хабаровск. гос. техн. ун-т Хабаровска),2012. - 95с.
8. Литвак Б.Г. принятие решений и экспертные оценки. М: Патент, 2013. -228с.
9. Матрусов Н.Д. Региональное управление и прогнозирование. М.: Дело, 2013. 189 с.
10. Мотышина М.С. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебное пособие- СПб: Изд-во СПб УЭФ,2012. -125с.
11. Основы социального и экономического прогнозирования / Под. ред. Д.М. Крука, В.Н. Мосина. М.: Высш. шк., 2013. 444 с.
12. Планирование и прогнозирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. Под ред. Морозовой Т.Г., Пикулькина А.В.- М: ЮНИТИ-ДАТА,2013-329с.
13. Планирование и прогнозирование экономики:Учеб. пособие/ Борисевич В.И., Кандаурова Г.А. - Мн.:ИПЭкоперспектива, 2014. - 443с.
14. Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 2012. 278 с.
15. Стратегическое планирование / Под. ред. Уткина Е.А. М.: ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 2012. 267 с.
16. Тейл Г. Принятие решений и экономические прогнозы. М.: Статистика, 2011. 367 с.
17. Теория принятия и прогнозирования решений. Учеб. пособие. Под ред. Саркисяна С.А. М: Высш. Школа,2012
18. Фахрутдинова А.З. Основы социального прогнозирования: УМК. - Новосибирск, СибАГС, 2018. 389 с.
19. Черныш Е.А. Планирование и прогнозирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: ПРИОР, 2013. 256 с
20. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 2012. 278 с.